Техосмотр перестал быть государственным
Но легче от этого пока не стало
В городском пресс-клубе прошел круглый стол на тему: «Новый порядок технического осмотра транспортных средств». В качестве экспертов в разговоре приняли участие Игорь ТРИКОЛЕ, заместитель начальника Управления ГИБДД полиции УМВД России по Омской области, и руководитель службы аварийных комиссаров Евгений ГРОМЕНКОВ.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 170 от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В чем заключаются данные изменения?
Игорь ТРИКОЛЕ: Ранее процедура называлась «государственный технический осмотр транспортных средств», сейчас слова «государственный» нет даже в названии закона. Функция по проведению техосмотра перешла от ГИБДД к коммерческим организациям, а талон техосмотра стал обязательным документом при заключении договора ОСАГО.
До 1 января 2014 года, во время так называемого переходного периода, в процедуре техосмотра будет участвовать и наша служба. Закон позволяет проводить технический осмотр транспортных средств только на базе имеющихся в распоряжении полиции станций государственного технического осмотра. В Омске такая станция одна. Она расположена по адресу: ул. 10 лет Октября, 203г. Также техосмотр можно пройти у операторов, которые попали в государственный реестр операторов и были аккредитованы Российским союзом автостраховщиков.
Поменялся порядок обязательного страхования автогражданской ответственности. До 1 января 2012 года автовладелец должен был получить полис ОСАГО, потом зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, после регистрации пройти процедуру технического осмотра.
С 1 января 2012 года автовладелец должен пройти процедуру технического осмотра, потом получить полис ОСАГО и зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Без техосмотра невозможно заключить договор ОСАГО.
Какова периодичность прохождения техосмотра?
Игорь ТРИКОЛЕ: Законом предусмотрено, что транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
– каждые шесть месяцев: легковые такси; автобусы; грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя); специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.
– каждые двенадцать месяцев, с года выпуска в обращение которых прошло более чем семь
лет, включая год их выпуска в обращение: легковые автомобили, разрешенная максимальная масса (РММ) которых составляет до 3,5 тонн; грузовые автомобили, РММ которых составляет до 3,5 тонн; прицепы и полуприцепы, РММ которых составляет до 3,5 тонн; мототранспортные средства.
– каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств: грузовые автомобили, РММ которых составляет более 3,5 тонн; транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; транспортные средства, предназначенные для
обучения управлению транспортными средствами.
– каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от трех до семи лет, включая год их выпуска в обращение: легковые автомобили, РММ которых составляет до 3,5 тонн; грузовые автомобили, РММ которых составляет до 3,5 тонн; прицепы и полуприцепы, РММ которых составляет до 3,5 тонн; мототранспортные средства.
Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении следующих транспортных средств: легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов; грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов; прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов; мототранспортные средства.
Наличие талона технического осмотра теперь обязательно при управлении легковыми такси, автобусами или грузовыми автомобилями, предназначенным и оборудованным для перевозкилюдей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме мест водителя), специализированными транспортными средствами, предназначенными и оборудованными для перевозки опасных грузов. Управление перечисленными транспортными средствами, не прошедшими технический осмотр, влечет наложение административного штрафа в размере
от 500 до 800 рублей.
Имеют ли право инспекторы ГИБДД сегодня проверять у водителей наличие талона техосмотра?
Игорь ТРИКОЛЕ: С 1 января 2012 года исключена норма, по которой водители привлекались к ответственности за отсутствие при себе талона о прохождении государственного технического осмотра.
Однако в связи с тем, что в Правила дорожного движения необходимые поправки пока еще не внесены, формально водители должны иметь на ветровом стекле и передавать сотрудникам полиции для проверки талон о прохождении государственного технического
осмотра. Поскольку норма, устанавливающая ответственность, из Кодекса исключена, никаких правовых последствий для водителя в случае отсутствия талона наступать не будет, кроме водителей легковых такси, автобусов или грузовых автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозок людей, с числом мест длясидения более чем восемь (кроме
места для водителя), а также специализированных транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов. Это связано с тем, что данные транспортные средства проходят технический осмотр каждые шесть месяцев.
Можно ли определить, из-за чего произошла авария – из-за ошибки водителя или из-за того, что автомобиль неисправен?
Евгений ГРОМЕНКОВ: Согласно п. 2.3 ПДД, водительтранспортного средства обязан
перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При неисправных тормозной системе, рулевом управлении, при не горящих в
темное время суток и в условиях недостаточной видимости фарах и задних габаритных огнях, а также при не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время снега или дождя, вообще запрещается какое-либо движение.
– Аварийный комиссар на месте ДТП оценивает обстановку. Часто бывает трудно определить
причину аварии, так как участники ДТП дают разные показания, а транспортные средства убраны сместа ДТП, либо от столкновения проехали вперед несколько метров. Например, автомобиль не тормозил, выехал на встречную полосу. Один участник говорит, что свет не горел и он не видел второго участника. Когда случается ДТП, нельзя доказать, были ли
исправны тормоза или внешние световые приборы. После аварии это не определить, если нет следов подтекания жидкостей, тормозных или следов юза.
Аварийные комиссары проверяют наличие талона техосмотра?
Евгений ГРОМЕНКОВ: Да. В рапорте аварийного комиссара указывается наличие талона
техосмотра. Но в основном это требование предъявлялось к водителям, автомобили которых
застрахованы по КАСКО, в этом случае комиссар обязан талон сфотографировать.
Полина ХАРЛАМОВА
Фото Владимира
КАЗИОНОВА